С.Т. Рахимов (Казань)

Абдурахман Умеров: биография и  научное наследие ученого

(выдержки из доклада на научной конференции, проведенной в Астрахани

в мае 2007 года и посвященной 140-летию со дня рождения А.И. Умерова)

 

В последние годы в общественной жизни России становится хорошей традицией отмечать юбилеи известных деятелей науки и культуры, выделять памятные даты важных событий, посвящать им научные конференции и семинары. В перечне этих дат свое достойное место занимают и юбилеи из истории национальной прессы. Проведение этих замечательных юбилеев характерно и для современной татарской культуры. К примеру, в октябре 2005 года в Санкт-Петербурге проводилась большая научная конференция и открытие памятных мест, посвященных 100-летию со дня выхода первого номера первой татарской газеты «Нур». В октябре 2006 года в Оренбурге отмечалось 100-летие со дня выхода газеты «Вакыт», выдающегося образца татарской прессы XX века. Юбилей Абдурахмана Умерова (1867-1933) и 100-летие газеты «Идел» (1907-1914), отмечаемые в Астрахани по инициативе редакции газеты «Идел» и татарского общества «Дуслык», несомненно, станут не только заметным событием в культурной жизни города, но и войдут в череду важных мероприятий татарской культуры 2007 года. Такие мероприятия нужны и важны, они способствуют активизации общественного интереса к  истории и культуре своего народа, обогащают историческую память и воспитывают чувство уважения к делам своих предшественников.

Изучение дореволюционного татарского письменного наследия и его восстановление – процесс длительный и кропотливый. Составной частью этой большой и необходимой работы является возвращение в современную науку и культуру ранее запрещенных по разным мотивам трудов, которые создавались деятелями культуры, науки, общественных движений конца XIX – начала XX веков.

Для общего понимания и восприятия жизни татарской общины Астраханской губернии того времени необходим небольшой экскурс-характеристика эпохи.

Особенностью татарской культуры начала XX века была ее полицентричность, объяснявшаяся исторически сложившимся чересполосным расселением татар на территории России. Наряду с Казанью важными центрами национальной культуры татар были города Оренбург, Уфа и Астрахань. Все этнические группы татар вносили свой посильный вклад в формирование и развитие единой культуры и общества на этапе активного национального строительства. Отсюда совершенно закономерна широкая  этническая география ведущих представителей татарской интеллигенции того времени. К сожалению, сегодня в силу субъективных причин приток талантливой молодежи в татарскую культуру и науку из регионов сильно замедлился.

Астрахань начала XX века – это один из четырех ведущих центров татарской культуры. К этому времени здесь сложились и функционировали все звенья системы духовной жизни народа: образование (мектебе - медресе), пресса (газеты, журналы, типографии), театр, многочисленные мечети, местная интеллигенция (журналисты, поэты, духовенство, педагоги, купцы-меценаты). Вся эта система через благотворительные фонды поддерживалась финансами татарских предпринимателей. Татарский торговый капитал занимал свыше 20 процентов в обороте частного капитала губернии. Только в городе  Астрахани действовали 33 торгово-промышленных, мануфактурных предприятий и магазинов, принадлежавшим местным татарам. Местные предприниматели активно оказывали благотворительную и иную финансовую помощь существовавшим образовательным, культурным и общественным учреждениям.

 Помимо газеты «Идел» в городе с 1906 по 1910 годы издавались газета «Борхане тараки» (Доводы прогресса), журналы «Магариф»(Просвещение), «Мизан» (Весы), «Халык» (Народ) и даже революционный сатирический журнал «Туп» (Пушка), правда, просуществовал он недолго, успело выйти лишь три номера в 1907 году, журнал был закрыт губернским жандармским управлением. С 1907 года в городе заработал татарский театр, на сцене которого свои первые шаги делали Зайни Султанов (1892-1952), впоследствии ведущий актер Татарского академического театра в Казани; заслуженная артистка РСФСР Сара Байкина, которая в 20-ые и 30-ые годы работала в крымско-татарском театре; Марзия Даутова (1901-1962) – первая женщина из татар, удостоенная звания народной артистки Советского Союза в 1942 году. Всю свою жизнь после родного города она проработала в Азербайджанском академическом театре; Зайнап Садриева, ставшая затем народной артисткой Узбекистана; Фатыма Кадриева – народная артистка Азербайджана и другие. В городе и в Красноярском уезде губернии действовали пять благотворительных обществ, занимавшиеся решением вопросов образования и культуры. В Астрахани функционировали в основном два благотворительных общества: «Шурай Ислам», руководимый Лутфи Измайловым-Ширванским и «Джамияти Исламия», где активно работал и Абдурахман Умеров.

Исторические предпосылки  и обстоятельства сложились таким образом, что именно Абдурахману Умерову было суждено стать в Нижнем Поволжье главным духовным наставником и проводником идеологии обновления (джадидизма), которая в начале XX века охватила все татарское общество.[1] Активная и многогранная деятельность А.Умерова выдвинула его в ряд наиболее ярких и авторитетных личностей татарского и в целом мусульманского сообщества России.

Думаю, сегодня будет уместно, хотя бы кратко, рассказать биографию А.Умерова. В книге, которую вам роздали перед началом конференции, вы сможете полнее познакомиться с его жизнью и деятельностью.

Абдурахман Исмаилович Умеров родился 18 января 1867 года в городе Астрахани в семье крестьянина-бахчевода. Получив начальное образование в деревенских школах, в 1881 году юноша приехал в Казань и поступил в медресе известного богослова, востоковеда и историка Шигабуддина Марджани (1818-1889).

В течение восьми лет А. Умеров скрупулезно изучал арабскую филологию, мусульманскую философию, логику, юриспруденцию и историю. Незаурядные способности, трудолюбие, старание молодого студента-шакирда заслужили особое расположение учителя, который часто брал его с собой в разные поездки. Именно Абдурахману с двумя его товарищами умирающий Ш. Марджани дал последние указания и поручил проверить, закончить и издать последнее свое сочинение «Хашиятель таузих» (Толкование объяснений).

Ш. Марджани был не только известным богословом, историком, исламоведом, но и талантливым педагогом. Он стал явлением в жизни татарского общества XIX века, своеобразным духовным маяком в  общественном движении. Несомненна его заслуга и в подготовке юношества. В его медресе учились ребята со всей России. За сорок лет педагогической работы он выпустил не один десяток шакирдов, при чем  свыше ста из них стали талантливыми богословами, имамами, педагогами, учеными, предпринимателями с трезвым пониманием сути общественных задач реформируемой России и места в нем татарского народа. Абдурахман Умеров через всю свою жизнь пронес чувство глубокого уважения и даже трепетного преклонения перед памятью учителя.

После возвращения в Астрахань полный энергии и новых идей Умеров в 1895 году открыл и возглавил в слободе «Тияк» Царевское новометодное медресе (среднее учебное заведение) «Низамия», которое вскоре превратилось в педагогический центр просвещения тюрко-мусульманских народов Нижнего Поволжья. В первое время, прослышав про необычные порядки, медресе посещали группы любопытствующих жителей города. Школа работала по утвержденному руководителем календарному учебному плану. Классы были оборудованы небольшими партами и черной доской. Занятия проводились по расписанию с перерывами между уроками, в классах и коридорах назначались дежурные из числа учащихся. Два раза в год в январе и в июне проводились экзамены, после них ребята разъезжались по домам на каникулы.

В медресе год от года увеличивалось число иногородних шакирдов со всего Нижнего Поволжья и Кавказа. Директору с помощью жителей прихода  пришлось построить дополнительное здание под общежитие, где разместились столовая, читальный зал и библиотека. Помимо общего руководства школой, А. Умеров читал лекции по мусульманской философии и вел практические занятия по арабскому языку и литературе. В его медресе учились не только татары, но и ногайцы, казахи, туркмены, аварцы, вайнахи (чеченцы и ингуши), лезгины и кумыки. Наиболее яркими его учениками были: туркмен по происхождению Абдурахман Ниязи (1870-1932), богослов, собиратель и редактор первого печатного сборника стихов классика туркменской литературы Махтума Кули; Абдулхамид Джанбеков, ученый-лингвист, фольклорист после революции уехал в Дагестан, справедливо считается просветителем ногайского народа, автор ногайского советского алфавита; Бекбулат Салиев, из села Кызан (Татаро-Башмаковка) (1882-1942), историк-источниковед, крупный исследователь истории Средней Азии. В Узбекистане его чтят и как первого профессора истории среди узбеков. Казахский поэт Габбас Душенов; татарский поэт Бадреддин Мустафаев-Киляче (1894-1954), чьи стихи высоко оценил Г. Тукай, когда посетил в 1911 году Астрахань. По стопам своего учителя А. Умерова пошел известный советский арабист, знаток языка пушту Баки Халидов, один из организаторов восточного отделения  в Ташкентском университете, заведующий кафедрой арабской филологии. Его учебником арабского языка до сих пор пользуются студенты восточных факультетов университетов России и стран СНГ.

В 1907 году А. Умеров  организует издательскую компанию «Умеров и К˚». Типография за первые шесть лет своего существования выпустила 60 наименований книг общим тиражом порядка 150-ти тысяч экземпляров. Помимо книжной продукции компания издавала справочники, календари, буклеты. В том же году А. Умеров берет на себя издание татарской газеты «Идел». Через некоторое время Захидулла Шарифуллин из-за болезни отстранился от редакторской работы в газете и вся редакторская работа легла на плечи издателя. Спустя два года из-за большого объема работы в издательстве и в царевском приходе мечети № 8 в должности имама А. Умеров вынужден был отказаться от руководства своим любимым детищем – медресе «Низамия», назначив вместо себя своего младшего брата Абдулвахапа Умерова.

Будучи активным общественным деятелем Абдурахман Умеров выступал представителем от мусульман Астраханской губернии практически во всех всероссийских встречах мусульман, например на первом, третьем и последующих российских мусульманских съездах, где активно участвовал в подготовке и принятии важнейших документов, особенно по вопросам образования и просвещения учащейся молодежи мусульманской части населения России.

Очень скоро под руководством Абдурахмана Умерова газета «Идел» утвердилась как важный региональный орган, войдя в пятерку самых популярных татарских газет России. Сам же редактор-издатель стал одним из авторитетных представителей российской  мусульманской элиты.        Однако сложившийся и отлаженный ритм культурной и общественной жизни татар в Астраханской губернии был неожиданно нарушен в 1911 году. Под надуманным предлогом борьбы с якобы существующим движением панисламизма среди мусульманской интеллигенции России Департамент полиции Министерства внутренних дел через губернские жандармские управления провел беспрецедентную кампанию массовых репрессивных мер против представителей татарской интеллигенции. Были проведены повальные обыски по всей России в начале 1911 года на предмет поиска вещественных доказательств наличия панисламизма. Формальным поводом к началу акции стал арест всех  преподавателей и закрытие так называемого «очага панисламизма» - медресе «Буби» в татарской деревне Иж-Буби  Вятской губернии в январе 1911 года. Хотя  через год суд в городе Сарапуле и вынес оправдательный вердикт главным обвиняемым, руководителям медресе братьям Нигматуллиным-Буби, однако за это время исполнительные жандармские управления по губерниям не только нарушили покой нормальной жизни общин, а в некоторых местах и вовсе ее  парализовали. К примеру, в Астрахани первой жертвой стал бывший редактор газеты «Бурхан таракки» Мустафа Измайлов. Руководимое им общество «Шурай Ислам» в 1911 году было закрыто, а сам председатель после предварительного заключения, хотя полиции и не удалось усмотреть в его деятельности идеи панисламизма, был выслан за антигосударственную пропаганду на страницах своей газеты. Одновременно жандармские чиновники собирали компромат на  Абдурахмана Умерова, ясно сознавая, что именно этот человек – самая авторитетная фигура в татарском обществе губернии, и его изоляция резко замедлит общественную и культурную  активность татар в городе. Арестовать А. Умерова в 1911 году им не удалось, однако с помощью услужливого цензора татарских изданий в губернии Исхака Искандерова чиновники жандармерии смогли усмотреть антиправительственную  пропаганду в двух статьях газеты «Идел», опубликованных в октябре и в ноябре 1913 года. Редактор-издатель был привлечен к уголовной ответственности и уже без суда, лишь по решению Департамента полиции, был выслан в феврале 1914 года на четыре года под гласный надзор полиции в Казань. Единственная на тот момент татарская газета в губернии «Идел» перестала существовать, ее закрыли «без права возобновления».

Будучи в ссылке в Казани Абдурахман Умеров стал инициатором  подготовки и одним из редакторов издания научного сборника, посвященного жизни и деятельности его учителя Шигабуддина Марджани. Это фундаментальное исследование в 600 страниц текста появилось в 1915 году и в этом огромная заслуга Умерова.

Его жизнь в последующие годы, особенно в советский период, была такой же насыщенной и порою полной драматизма. До 1928 года он - мухтасиб, то есть главный имам Астраханской губернии, член Центрального Духовного управления мусульман Советской России в Уфе, секретарь советской делегации на первом всемирном мусульманском конгрессе в Мекке в 1926 году и многое другое. Параллельно он продолжает свои научные исследования, чаще пишет в стол, т.к. в те годы возможность напечататься для религиозных деятелей была крайне ограничена.

30 августа 1930 году он был арестован и вскоре сослан на три года в Архангельскую область. Жизнь Абдурахмана Умерова оборвалась в ссылке в деревне Малые Карелы весной 1933 года.

Помимо общественной, педагогической и издательской деятельности А.Умеров всю свою жизнь занимался научными изысканиями. Сфера его научных интересов была многоплановой. Педагогическая деятельность А. Умерова органически дополнялась научной работой в области арабской филологии, мусульманского богословия и истории. Его учебное пособие для учителей по грамматике арабского языка, впервые изданное в Казани в 1896 году, впоследствии будет переиздано еще восемь раз. В 1903 году А. Умеров  в Казани  отпечатал свою первую работу по синтаксису арабского языка, трижды затем переизданную в разные годы. В 1906 году появилось его исследование «История мусульманских государств», выдержавшая еще четыре переиздания. В том же 1906 году он закончил и опубликовал в Казани свою фундаментальную монографию «Кафия». Это был перевод с арабского на татарский язык классической работы по синтаксису средневекового ученого Ибн Хаджиба (1175-1249) с обширными научными комментариями Умерова. Этот труд стал не только востребованным учебником в мусульманских учебных заведениях России, но и выдвинул автора в число ведущих специалистов арабского языка в России.

          Вторым важным направлением в творчестве А.Умерова стало арабское языкознание. Созданные им труды по грамматике, синтаксису, морфологии арабского языка являются неотъемлемой частью истории российского востоковедения. Написанные им учебно-методические пособия по этим дисциплинам для учеников медресе студенты мусульманских учебных заведений Советского Союза продолжали использовать в качестве учебников еще в 90-х годах прошлого века.

Другими важными направлениями научных исследований А.Умерова были краеведение, этническая история тюркских народов края, сбор и изучение памятников нематериального наследия (устного народного творчества, как жанра исторического и культурного сознания, фольклор, обычаи и др.), описание мусульманских святых мест поклонения  в крае и многое другое. В архиве Умерова отложились отдельные документы, и его заметки по истории астраханских сел, биографии известных людей того времени. Эти материалы представляют большую краеведческую ценность. Например, в 1912 году ученый опубликовал под своей редакцией фольклорный сборник «Ногай жырлары» (Ногайские песни). Уникальное издание об уже исчезнувшей к началу XX века форме устного народного творчества астраханских татар. Этот сборник имеет не только фольклорную, историческую, но и языковую и ценность.

Будучи свидетелем и активным участников важнейших событий татарской и российской общественной жизни начала XX века Абдурахман Умеров, обладавший незаурядным публицистическим талантом, написал много статей и очерков-воспоминаний, посвященных своим знаменитым современникам, оставил свои размышления и описания ярких и заметных событий общественно-политической жизни мусульман России и Советского Союза. Эта часть наследия А.Умерова пока остается лишь в рукописном виде и хранится в его архиве. В рукописном виде сохранился черновой вариант одного из последних его исследований, посвященное проблеме семьи и брака в исламе. Это богословское сочинение сегодня хранится в архиве ученого в Казани.

К сожалению, значительная часть архива Абдурахмана Умерова считается утраченной в результате ареста ученого. К великому сожалению, среди утраченных его работ оказалось и совершенно уникальное его сочинение – «История ногайцев» в двух томах. Это был труд его жизни. Сохранившаяся же часть архива в виде единой коллекции в 2003 году семьей Умеровых была безвозмездно передана на хранение в Национальный архив Республики Татарстан. Сейчас фонд Умерова доступен для исследователей.

Процесс изучения наследия А.Умерова находится пока в начальной стадии. Издание в Казани в 2003 году книги «Абдурахман Умеров» в серии «Наши знаменитости» стало лишь первым шагом в изучении наследия ученого. Необходимо продолжать исследования дальше.

Сегодня пришло время вдумчивого изучения работ А.Умерова и назрела необходимость подготовки и издания сборника избранных работ А.Умерова. Такая книга, несомненно, способствовала бы введению в научный оборот ранее неизданных авторских работ и усилила бы исследовательский интерес к его научному творчеству. Задача эта непростая, как может показаться на первый взгляд. Она требует от исследователя соответствующей академической подготовки: знание восточной философии, языков и литературы, понимание основ этнической истории тюркских народов. Такая работа вполне по силам специалистам, которые сегодня работают в научных учреждениях Казани. Нужна лишь добрая воля и общие усилия, в том числе понимание со стороны татарского сообщества Астрахани.

Помимо работ А.Умерова следует подготовить библиографический указатель газеты «Идел». Эта очень кропотливая работа, требует больших умственных усилий и много времени. Но все это вполне по силам соответствующим специалистам.

Сегодня, несомненно, одно - имя Абдурахмана Умерова неразрывно связано с культурой татарского и других тюркских народов России начала XX века. Он был ярким общественным деятелем, ученым и духовным наставником для мусульман Астраханской губернии, примером честности, неподкупности и глубокой веры в высшую справедливость.

        



[1] Подробнее в сборнике «Габдрахман Гомэри» (Абдурахман Умеров). Казань, 2003. С. 301-322.