Метрические книги как источник изучения татарской
общины г.Астрахани (вторая половина XIX- начало XX вв.)
Э.К.Салахова
(Институт истории им.Ш.Марджани АН РТ)
Аннотация: В статье анализируются мусульманские метрические книги г.Астрахани. Источники
характеризуют повседневную жизнь татарской общины города во второй половине XIX
– начале XX вв., содержат сведения по истории формирования и этнических
процессах у астраханских татар.
Метрические книги, связанные с указанной группой татарского населения, до настоящего времени не
подвергались специальному источниковедческому анализу. Проблемы, рассматриваемые в настоящей статье, являются первым шагом в данном направлении.
Ключевые слова: татарские
исторические источники, метрические книги, татарская община г.Астрахани,
мусульманские приходы, арабографичные документы, астраханские татары.
В последние годы отечественные
исследователи стали активнее вовлекать в научный оборот источники, позволяющие
в деталях анализировать состояние и эволюцию отдельных сегментов российского общества. К их
числу относятся мусульманские метрические книги [29, 30], представляющие собой реестры актов
гражданского состояния (рождения, браков, разводов и смертей).
В России первый указ о письменном
учете крещений и погребений православного населения г.Москвы появился в
В фонде Государственного архива
Астраханской области хранится значительная коллекция мусульманских метрических
книг, которая дополняет наши знания об истории татарской общины Астраханского
края. Это комплекс источников, написанных на татарском языке, до сих пор не
подвергался специальному источниковедческому изучению.
Важно, что в местном архиве представлены
метрические книги буквально с первых годов после выхода Указа
Сената
По г.Астрахани сохранились метрические
книги 16 мечетей, начиная с
Объектом нашего исследования стали
документы мечетей №№ 5, 8, которые находились в татарской слободе г. Астрахани
– Тияк (современный микрорайон Царев Советского района), являвшейся центром татарской общины города. Метрические книги этих мечетей сохранились
довольно в полном виде. По мечети № 5 исключение составляет период 1902-1904 гг., для по мечети № 8 отсутствуют книги за 1872, 1888-1890, 1898 и 1900 гг.
Таким образом, метрические книги
названных мечетей дают довольно системное представление об отдельных аспектах повседневной
жизни татар г.Астрахани XIX – начала XX вв. Данный комплекс документов примечателен еще и тем, что приходы в мечетях №5 и 8 в
начале XX в. возглавляли ученики известного татарского богослова
и ученого Ш.Марджани. В мечети № 5 служил имам-хатыбом мелла Мухамедмазит Абдуллин (указ о назначении
датирован 21 августа
В мечети № 8 служил другой ученик Ш.Марджани
– знаменитый просветитель и ученый Абдурахман Умеров (указ от 15 сентября
Какое-то время А.Умеров параллельно вел метрические
книги и в мечети № 6, куда собственноручно записал факт рождения своего среднего
сына Абдулхамида (родился 20 сентября
Метрические книги мечетей №№ 5, 8 дают
представление о составе татарской общины Астрахани второй половины XIX
– начала XX вв., отражают интересные факты из ее повседневной
жизни. Опираясь на эти данные можно также получить информацию об этнических компонентах,
участвовавших в формировании астраханских татар. Их этнический состав довольно
сложен. В формировании данной группы участвовали как местные татары, так и
татары-переселенцы из Среднего Поволжья и Приуралья, миграция которых происходила
начиная с XVII века и прошла несколько этапов. К примеру, в
В метрических книгах мечетей татарской
слободы Тияк, наряду с местными значатся
пришлые татары из разных областей Среднего Поволжья. В слободе проживали выходцы из деревень Тетюшского уезда
Казанской губернии: дд. Кулларово (ныне Кзыл-Тау), Куштово, Табар-Черки,
Бакрче, Среднее Балтаево, Нижнее Балтаево, Кулганы (ныне Апастовский район РТ),
Черки-Бибкеево, Ахмаметьево, Каменный Брод, Кабаланы, Средние Лащи и другие
(Буинский район РТ). Здесь также обосновались несколько семей из трёх деревень Шаши Царевококшайского уезда
Казанской губернии (ныне дд.Верхние Шаши, Нижние Шаши, Новые Шаши Атнинского района
РТ). Первоначально они приезжали в Астрахань на заработки в зимнее время, а в
дальнейшем оседали в городе на
постоянное жительство. В метрических книгах упоминаются выходцы и из других
уездов Казанской губерний (Спасский, Лаишевский, Мамадышский, Свияжский и Чебоксарский),
из деревень Буинского уезда Симбирской губернии, а
также Саратовской, Пензенской, Нижегородской, Самарской губерний. В
совокупности татары-переселенцы из разных регионов Среднего Поволжья составляли
существенную долю среди жителей
татарской слободы г.Астрахани.
В начале XX
в. в Астрахань переселилась последняя группа татар со Среднего Поволжья,
преимущественно из Казанской губернии, в основной массе нанявшаяся батраками к
зажиточным юртовским татарам. Представители этой группы селились не только в
городе, спустя некоторое время они основали село Новые Булгары (ныне в Икрянинском
районе Астраханской обл.). На территории Астраханского края имеются и другие
татарские деревни, основанные
переселенцами более раннего времени. Сами переселенцы и их дети поддерживали
связь с родственниками, проживавшими на родине,
вплоть до советских времен. К сожалению, с уходом этого поколения связь с родными
местами стала ослабевать. В настоящее
время многие татары г.Астрахани и Астраханской области хотя и знают, что их
деды были переселенцами из других регионов России, но не всегда могут назвать точное
место их происхождения.
Различные аспекты сосуществования
местных татар и переселенцев неплохо представлены в материалах метрических книг, в
частности связанных с темой брачных отношений. Казанские татары, проживающие в Астрахани,
в основном вступали в брак со своими земляками – переселенцами из Казанской
губернии или же с татарами Симбирской губернии. Имели место и бракосочетания с выходцами
из Пензенской, Саратовской и Нижегородской губерний. Переселенцы жили
обособленно, их общение друг с другом было более тесное, нежели с местными татарами. Как утверждали
некоторые исследователи, браки между местными и пришлыми татарами не приветствовались
[22, с. 17]. Тем не менее, подобные факты случались. В основном переселенцы выдавали
своих дочерей замуж за астраханских мещан. Случаи бракосочетания простых жителей
г.Астрахани и переселенцев были крайне редки, что вполне естественно. Браки с
имущим слоем астраханских татар могли дать переселенцам материальную основу существования и
налаживания быта на новом месте проживания.
Можно констатировать, что в целом браки между местными татарами и пришлыми заключались не ради выгоды и корысти.
Подтверждением тому являются два
момента: 1) разница возраста брачующихся не сильно отличалась, 2) сумма
махра (выкупа невесты) была небольшая
сумма и соответствовала уровню, который был характерен для брачных контрактов между татарами-переселенцами
с других регионов. Махр обычно давался вещами, использовавшимися в быту, одеждой, постельными
принадлежностями, а также деньгами, либо
выплачивался только деньгами. Размер махра не отличается от выкупа, который давался
татарами, проживающими в других регионах Российской империи.
Анализ метрических книг г.Астрахани
показывают, что молодые люди здесь вступали в брак в более юном возрасте, чем
это было принято в Казанской губернии. Вступление в брак девушки 16 лет
встречается у астраханских татар повсеместно, что дозволялось и циркулярами [9, л. 6 об.;
Бракоразводные процессы у астраханских
татар проходили также, как и у других групп.
Причиной развода они указывали в документах
«остывание чувств друг к другу», тем самым скрывая истинную причину разрыва
отношений, хотя Духовное управление мусульман убедительно просило мулл указать
конкретную причину [26, с. 22-23].
Метрические книги дают четкую картину
демографии татарского населения в Астрахани. Как и в других городах России, рождаемость
среди местных татар была высокая,
впрочем, как и смертность. По данным за
В отличие от документов других
мусульманских приходов, причина смертей прихожан мечетей №№ 5 и 8 указывалась довольно конкретно. Это, конечно же, заслуга мулл, имевших не только духовное
образование, но и являвшихся разносторонне развитыми людьми, в том числе осведомленных
в медицинских вопросах. В этот период причину
смерти определяли, как правило, родственники умершего и мулла, обслуживающий
приход. В метрических книгах упоминаются
такие заболевания как корь, оспа, краснуха, лихорадка, катар желудка,
воспаление легких, воспаление мозга, паралич, чахотка, диарея, скарлатина,
грипп, коклюш, сердечные приступы, рахит. Среди причин смерти указывались также различные возрастные
болезни, например, старческий маразм [8, л. 14-14 об.;
В местных метрических документах встречаются и другие
факты, отсутствующие в метриках других
регионов, например, возраст умершего ребенка указывается как «1 җомалык» [9, л. 9 об]. «Җома» – сокращенный,
употребляемый в просторечии вариант слова «җомга».
«Җомга» – в дословном переводе означает
день недели «пятница». В данном случае, это понятие означает не только определенный
день недели, а целую неделю, так как у мусульманских народов неделя
заканчивается пятницей. Ребенок, умерший в возрасте «1 җомалык»
(у казанских татар это было бы написано как «1 атналык») прожил 1 неделю.
Метрические книги г.Астрахани отражают
языковые особенности астраханских татар, что говорит о специфике формирования данной
группы татарского населения. Наряду с именами,
свойственными татарам Среднего Поволжья и Приуралья, в них фиксируются имена, присущие кочевым тюркским
народам в доисламский период. Имена местных татар в основном состояли из двух
или нескольких компонентов. Если у казанских татар в этот период
двухкомпонентные имена имели предлоги, связанные с исламом, например, «Абдул-»,
«Мухамед-», «Ахмед-», то у астраханских
татар их практически нет. Так как астраханские татары отошли от кочевого образа
жизни лишь к середине XIX в., то и влияние ислама среди них было слабее, чем у татар Среднего Поволжья. Местные
татары своих детей часто называли именами, в которых имеется предлог «Хажи-»,
чего нет в метрических книгах других губерний. Например, мужские имена
Хажисмагиль, Хажисултан, Хажинияз, Хажимахмуд, Хажиахмад, женские имена
Хажибиба, Хажиханым и другие [8, л. 1 об.;
Обращение к замужней женщине «ханым» у
астраханских татар становится компонентом женской имени: Хажарханым, Динаханым,
Накарханым и др. [7, л. 1 об.;
В целом исследование метрических книг
г.Астрахани и Астраханской области открывают новые горизонты для изучения не
только местной истории, но для более широкого и глубокого изучения этнических
процессов в истории всего татарского народа.
Список литературы
1.
Абдрахман Умари:
Научно-библиографический сборник / Автор-составитель С.Рахимов. Казан: Рухият,
2002. 384 с.
2.
Государственный
архив Астраханской области (ГААО). Ф.1116. Оп. 1.
Д. 39.
3.
ГААО. Ф. 1116. Оп. 1.
Д.44.
4.
ГААО. Ф. 1116. Оп. 1.
Д. 45.
5.
ГААО. Ф. 1116. Оп. 1.
Д. 46.
6.
ГААО. Ф.1117. Оп. 1.
Д.159.
7.
ГААО. Ф.1120. Оп.2.
Д.90.
8.
ГААО. Ф.1120. Оп. 2.
Д.91.
9.
ГААО. Ф.1120. Оп.2.
Д.92.
10.
ГААО. Ф.1120. Оп.2. Д.
95.
11.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 122.
12.
ГААО.Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 141.
13.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 143.
14.
ГААО. Ф.1120. Оп.
2.Д.144.
15.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 146.
16.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 147.
17.
ГААО. Ф.1120. Оп. 2.
Д. 148.
18.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 155.
19.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д. 159.
20.
ГААО. Ф.1120. Оп. 2.
Д. 282.
21.
ГААО. Ф. 1120. Оп. 2.
Д.285.
22.
Исхаков
Д.М. Астраханские татары: этнический состав, расселение и динамика численности
в XVIII – XX вв. //
Астраханские татары. Казань: Институт
языка, литературы и истории им.Г.Ибрагимова, 1992. сс.5-33.
23.
Конькова
А.Ю. Законодательство Российской империи о составлении и оформлению метрических
книг // Государство и право. 2000. № 11. С. 81-88.
24. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.204.
Оп. 8 доп. Д. 18.
25.
О
ведении метрик и официальных документов. Сведения Оренбургского Духовного
управления. 1916. № 20. С. 13-27.
26.
О
форме ведения метрик. Сведения Оренбургского Духовного управления. 1916. №
12-13.
27.
Полный
свод законов Российской империи. Т. 6. № 4022.
28.
Рыбушкин
М. Записки об Астрахани. Астрахань: Типография А.Штылько, 1912. 156 с.
29.
Салахова
Э.К. Коллекция магометанских метрических книг в Национальном архиве Республики
Татарстан. Отечественные архивы, 2008, № 3, сс. 39-41.
30.
Салахова
Э.К. Метрические книги как источник знаний о татарском обществе XIX-начала XX века. Тюрко-мусульманский
мир: идентичность, наследие и перспективы изучения. (К 80-летию профессора М.А.
Усманова): сб. статей / cост. и науч. редакторы: Д.М. Усманова, Д.А. Мустафина,
М. Кемпер. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2015, сс. 294 -299.
31.
Торопицын
И.В. Знать у астраханских юртовских татар в XVII
веке. Каспийский регион: политика, экономика, культура, 2014, № 3 (40), сс.
220-228.
Сведения об
авторе: Салахова
Эльмира Кадимовна - кандидат исторических наук, старший научный
сотрудник отдела историко-культурного наследия народов РТ Института
истории им.Ш.Марджани АН РТ ilsalah@mail.ru
Parish registers as a source of study of the Tatar community of
E.K.Salakhova
References
1.
Abdrakhman
Umari: Nauchno-bibliograficheskiy sbornik/ avtor-sostavitel S.Rakhimov.
2.
Gasudarstvennyy
arkhiv Astrakhanskoy oblasti (GAAO) [The State
Archives of the
3.
GAAO. F. 1116. Op. 1.
D.44.
4.
GAAO. F. 1116. Op. 1.
D. 45.
5.
GААО. F. 1116. Оp. 1. D. 46.
6.
GААО. F.1117. Оp. 1. D.159.
7.
GААО. F.1120. Оp.2. D.90.
8.
GААО. F.1120. Оp. 2. D.91.
9.
GААО. F.1120. Оp.2.
D.92.
10.
GААО. F.1120. Оp.2. D. 95.
11.
GААО. F. 1120. Оp. 2. D.
122.
12.
GААО.F. 1120. Оp. 2. D. 141.
13.
GААО. F. 1120. Оp. 2. D. 143.
14.
GААО. F.1120. Оp. 2. D.144.
15.
GААО. F. 1120. Оp. 2. D. 146.
16.
GААО. F. 1120. Оp. 2. D. 147.
17.
GААО. F.1120. Оp. 2.
D. 148.
18.
GААО. F. 1120. Оp. 2.
D. 155.
19.
GААО. F. 1120. Оp. 2.
D. 159.
20.
GААО. F.1120. Оp. 2. D. 282.
21.
GААО. F. 1120. Оp. 2. D.285.
22.
Iskhakov D.M.
Astrakhanskie tatary: etnicheskiy sostav, rasselenie I dinamika cheslennosti
v XVIII – XX v. [Astrakhan Tatars : ethnicity, settlement
and population dynamics in the XVIII - XX centuries]. Astrachanskie tatary [Astrakhan Tatars].
23.
Konkova A.
Zakonodatelstbo Rossiyskoy imperii o sostavlenii I oformleniiu metricheskikh
knih [Legislation of the Russian Empire on the
establishment and registration of births], Hosudarstvo i pravo [State and law],
no 11, pp. 81-88.
24.
Natsionalnyy
archive Respubliki Tatarstan (NA RT) [The National
Archives of the
25.
O vedenii metric
i ofitsalnykh dokumetov [On conduct of metrics and
official documents]. Svedeniia Orenburhskoho Duchovnoho upravleniia [Details of the Spiritual Administration
of Orenburg], 1916, no 20.
26.
O forme vedeniia
metriki [On the Form of reference metrics].
Svedeniia Orenburhskoho Duchovnoho upravleniia [Details of the Spiritual Administration of Orenburg],1916, no 12-13.
27.
Polnyy svod
zakonov rossiyskoy imperii [A full list of the laws
of the Russian Empire]. T.6, no 4022.
28.
Rybushkin M.
Zapiski ob Astrakhani.
29.
Salakhova E.
Kollektsiia mahometanskich metricheskich knih v Natsionalnom archive Respubliki
tatarstan [Collection Mohammedan
registers of births in the National Archive of the
30.
Salakhova E.
Meticheskie knigi kak istochnik znaniy o tatarskom obshchestve XIX-nachala XX
veka [Parish registers as a source
of knowledge of the Tatar society XIX-early XX century]. Tyurko-musulmanskiy
mir: identichnost, nasledie I perspektivy izucheniya [Turkic-
Muslim world: identity, heritage and prospects of studying]. (К 80-letiyu professor M.A. Usmanova [On the 80th anniversary of Professor M.A. Usmanov]):
sb.statey / sost. и nauch. redactory: D.M.Usmanova, D.A/Vustafina, М. Кеmper.
31.
Toropitsyn I.V. Znat u astrakhanskikh yurtovskikh tatar v XVII v. [The nobility at the astrakhan yurtovsky
tatars in the XVII century]. Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura
[The casian region: politics, economics, culture], 2014, no. 3 (40), pp. 220-228.
ИСТОЧНИК:
Салахова Э.К. Метрические книги как источник изучения
татарской общины г.Астрахани (вторая половина XIX – начало XX вв.) //
Историческая этнология. 2016. Том 1, № 1. С. 86-95.
Для улучшения предлагаемых услуг на сайте используются cookies. Это информация только о Вашем посещении сайта. Личной и персональной информации не собирается и не храниться.
Если Вы используете этот сайт, то Вы даете согласие на использование cookies. Вы можете от этого отказаться. Для этого настройте соответствующим образом Ваш браузер.